Краткая характеристика российского рынка пластиковых окон
В 2005 г. на одного человека в России проходилось 0,17 м.кв. В России стадия, на которой находится рынок окон, можно охарактеризовать, как интенсивный рост 30%-50% в год, в пересчете на душу населения ПВХ-конструкций российский рынок располагает большим потенциалом для роста.
Объем российского рынка пластиковых окон в натуральном обороте составляет 250-300 тыс. т. в г., в денежном примерно - $1 млрд.
В настоящее время в России смонтировано 500 млн. окон, причем спрос по-прежнему значительно превышает предложение: нужды рынка оцениваются в 1500 млн. окон.
Из совокупного объема рынка только на строительный сектор в России приходится 34% (11,8 млн. м. кв.). Из них 22% используется для остекления нового строящегося жилья. Процент потребления ПВХ-конструкций в сегменте строящихся нежилых зданий составляет 12%. Наибольшее предпочтение в этом сегменте отдается прочим материалам – алюминию, стали, структурному остеклению и т.д. Класс строящиеся объекты недвижимости крайне значителен для развития рынка ПВХ-конструкций. Где-то 45% потребления ПВХ-конструкций устанавливается в новые объекты.
Сегментирование рынка ПВХ-конструкций по типу потребления в Рф в 2006 г. можно представить следующим образом:
- Эксплуатирующие жилые объекты - составляют порядка 56% или 19,6 млн. кв.м.
- Новые жилые объекты – 22% или 7,8 млн. кв.м.
- Эксплуатирующиеся нежилые объекты – 10% или 3,3 млн.кв.м.
- Новые нежилые объекты – 12% или 4 млн. кв.м.
Также возможно просчитать объем сегмента частного покупателя в Рф, так, в 2006 году на его долю приходиться 56% рынка ПВХ-конструкций (19,6 млн. м. кв.). На 2006 год в Рф остеклено новыми энергосберегающими окнами около 20% объектов недвижимости. Около 80% остальных объектов требуют замены окон, вследствие недостаточной изолированности от холода и шума. Развитие как потребительского, так и ипотечного кредитования, в том числе увеличение доходов населения, все это подействовало на бурное развитие рынка в 2006-2007 гг.
Емкость рынка оконных ПВХ конструкций рассматривается как существенно превосходящая объём рынка деревянных окон и алюминиевых светопрозрачных конструкций, поэтому распределение по сегментам рынка можно отметить следующим образом: ПВХ-конструкции составляют примерно 76% (23 млн. кв. м), алюминиевые конструкции составляют 15% или 4,4 млн. кв. м, деревянные окна составляют порядка 9% или 2,9 млн. кв.м.
Доли сегментов по материалам Рф, 2006 г:
- ПВХ-конструкции, 34,7 млн. м. кв., 78%, 4,2 млрд. евро
- Алюминиевые конструкции, 5,7 млн. м.кв., 13%, 1 млрд. евро
- Деревянные окна, 3,8 млн. м.кв., 9%, 0,65 млрд. евро.
В 2005 году совокупный объем российского рынка окон из ПВХ-профиля составил приблизительно 800 млн. долларов. Емкость оконного рынка Москвы в 2005 году составила примерно $360 млн. в денежном выражении.
Формирование оконного рынка также тесно взаимосвязано с модификациями, происходящими в индустрии строительства и строительных материалов. Это в свою очередь спровоцировало рост оконного рынка, по оценкам экспертов объем потребления окон в новом жилищном строительстве составляет примерно 5, 6 млн. кв.м. за год.
А суммарную площадь оконных конструкций специалисты оценивают примерно в 900 млн. кв.м., из них в эксплуатирующемся жилищном фонде – 460-470 млн. кв.м., а в нежилом фонде – 400-450 млн. кв.м.
При всем при том прирост московского рынка, на котором приблизительно 1,1 млн. кв.м. окон, существенно опережает развитие других регионов.
Ввоз окон в Россию составляет приблизительно 700-850 тонн изделий, это ориентировочно 25-28% всего оконного рынка. С увеличением спроса на недвижимость, можно предположить резкий скачок рынка оконных конструкций вверх на 10-15%.
Оконный рынок весьма разнообразен. Предлагаются конструкции самых разнообразных типов. По видам материалов оконных конструкций изготовители разделены следующим образом: пластик – 74%, алюминий – 56%, древесина – 44% (учитывая организации, одновременно совмещающие производство нескольких видов окон, например, пластиковых и деревянных). Популярность пластиковых окон довольно легко объяснима: они не нуждаются в покраске, устойчивы к погодным условиям, гораздо дешевле деревянных евроокон (на 30-40%).
На рынке пластиковых окон сегодня 70% составляет продукция, произведенная в Рф. При этом в качестве профилей от мировых производителей используются не только ввозимые из Европы, но изготовленные филиалами непосредственно на территории России, в частности, компания VEKА (по материалам статьи «Основные игроки на оконном рынке».
В последнее время все большую популярность приобретают оконные системы, выполненные по немецкой технологии из природного материала – дерева. Специалисты отмечают неизменное увеличение сектора деревянных евроокон. Это приводит к усилению конкуренции, и как следствие - повышению качества и уменьшению цен. Хотя в целом пластиковые окна продолжают лидировать на рынке.
Стадия, на которой в настоящее время находится рынок ПВХ-конструкций, возможно охарактеризовать, как рост. Высокие темпы роста рынка на уровне 27% в год наблюдаются на протяжении нескольких лет.
Но говорить о насыщении отечественного рынка ПВХ-конструкций пока что слишком рано. По прогнозам специалистов к 2010 г. объем рынка ПВХ-конструкций по сравнению с 2006 годом увеличится почти что в три раза, и составит примерно 85 млн. м. кв. Утроение объемов рынка произойдет за счет высоких темпов роста и увеличения объемов потребления ПВХ-конструкций в течение ближайших 5-ти лет, но даже такое интенсивное развитие не приведет к насыщению рынка.
Помимо пластиковых окон на российском рынке представлены окна, изготавливаемые из алюминиевых профилей, древесины. Дерево является прямым конкурентом ПВХ профиля, алюминиевые конструкции в меньшей мере пересекаются с рынком ПВХ, поскольку имеют несколько другое целевое назначение – остекление нежилых помещений (торговых центров, офисных зданий и т.д.). Примерно 80% существующего жилищного фонда в России остеклено деревянными окнами старого образца, однако по объемам продаж, а также по темпам увеличения продаж дерево и алюминий в настоящее время существенно уступают ПВХ профилю.
По данным МосгорБТИ на 1 января 2005г. общее число квартир в Москве составляет 3 686 493 квартиры. Из них 812 437 - однокомнатных квартир, 1 636 567 - двухкомнатных, 1 067 512 - трехкомнатных, 102 641 - четырехкомнатных, 22 150 - пятикомнатных и выше, и 45 186 комнат в общежитиях. Совокупная площадь жилого фонда составляет 198 млн. кв.м., т.е. на 1 человека приходится около 16,5-19,8 кв.м.
Общее количество жилых комнат составляет 7 949 755, и с учетом кухонь емкость московского рынка пластиковых окон составляет более 11 млн. окон.
Таким образом, объём московского рынка составляет не менее 3,3 млрд. долларов. (В расчеты не включены административные и производственные здания).
Текущие планы по строительству нового жилья в Москве составляют приблизительно 4-5 млн. кв.м. в год, что составляет около 2-2,5% от существующего жилья в Москве. С учетом того, что часть новых жилых домов строится на месте старого жилья, чистый прирост жилья в Москве составляет около 3,5-4 млн. кв.м. в год, или около 2% от совокупного объема рынка в натуральном выражении. Оттого ждать существенного увеличения емкости рынка пластиковых окон в Москве не приходится, и прирост рынка будет происходить за счет освоения имеющихся объемов, путем замены старых оконных конструкций.
Высокий спрос на эту продукцию провоцирует ее удорожание. Как объясняют специалисты, колоссальные темпы роста рынка ПВХ-конструкций в России принуждают изготовителей и поставщиков комплектующих, не справляющихся со спросом, повышать цены. И все же основной причиной повышения цен на пластиковые окна является комплексное удорожание комплектующих для производства окон – фурнитуры на 34%, стекла и, как следствие, стеклопакетов - до 19%.
В частности, большим спросом стал пользоваться профиль элитного класса. Кроме этого, некоторые компании двинулись в сторону "элитарности", начав осваивать работу с деревянными, алюминиевыми конструкциями и прочей экзотикой. Такие продукты дороже обычных пластиковых окон на 10-70%.
Что касается вопроса численности организаций, специализирующихся на оконном бизнесе, только в Москве и ее окрестностях работают порядка 3,5 тысяч производителей пластиковых окон (по материалам статьи «Лидеры московского рынка оконных ПВХ профилей»). Что касается установщиков, эксперты затрудняются назвать точное число этих фирм. Также эксперты указывают на то, что рынок пластиковых окон имеет ярко выраженный сезонный характер. Летом большие и мелкие изготовители предпочитают зарабатывать в потребительском классе, зимой, когда число заказов резко падает, производители начинают разыскивать корпоративные заказы. Всё-таки участники рынка отмечают, что в корпоративном секторе низкая прибыльность. Строители требуют за крупный опт серьезные скидки, жестко подходят к срокам монтажа. По отметкам экспертов, в 2005 году 70-75% продаж пластиковых окон пришлось на потребительский сегмент, а только остальное - на корпоративный.
Более 47% объемов продаж пластиковых профилей в России обеспечивают 3 немецкие фирмы - это Profine International profine Group (марки KBE, Trocal, Koemmerling, Knipping), VEKA и Rehau. Максимальные объемы продаж во всех регионах, кроме Уральского и Западно-Сибирского, имеет Profine Group. VEKA и Rehau поочередно сменяют друг друга на втором и третьем местах. Разница в объеме продаж между ведущими профильными компаниями медленно сокращается. Кроме того - к тройке лидеров понемногу приближаются российские производители - Weltplast, Proplex, и другие.
В чем эксперты сходятся, в том, что в отрасли наметилась тенденция к укрупнению организаций посредством их слияния. По некоторым оценкам, к 2008 году в больших городах рынок пластиковых окон будут контролировать в среднем около 10 компаний с объемом производства от 15 до 30 тыс. кв. метров.
По сравнению с Москвой опережающими темпами развиваются регионы (например, Урал, Сибирь, Дальний Восток и Северо-Западный регион), где рост рынка может превышать 30%, появляются крупные, хорошо оснащенные производства, продолжают развиваться розничные сети продаж.
В настоящий момент на рынке традиционно занимает лидирующие позиции по сбыту следующий вид продукции - это продукция, нацеленная на частных заказчиков, чей уровень прибыли средний и выше среднего. Такие люди, как правило, имеют в своем распоряжение большей технической осведомленностью. Лидером по продажам всегда является продукция, произведенная из качественных материалов по передовым технологиям.
|